Ideas as Infections: Introduction to the Problematics of Cognitive Metaparasitism
Table of contents
Share
QR
Metrics
Ideas as Infections: Introduction to the Problematics of Cognitive Metaparasitism
Annotation
PII
S0028993-2-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Andrey Alekseev 
Affiliation: ГАУГН, РУДН
Address: Russian Federation, Moscow
Oleg Gurov
Affiliation: GAUGN, MGIMO
Address: Russian Federation, Moscow
Alexander Segal
Affiliation: Lomonosov Moscow State University
Address: Russian Federation, Moscow
Andrey Sheludyakov
Affiliation: Earth Space Research Institute, Skolkovo
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract

The article deals with the concept of metaparasite in the cultural and communicative sphere. Relying on the memetic theory of R. Dawkins and the cognitive framework proposed by K. Anokhin, the authors explore the dynamics of metaparasitism and the ability of the metaparasite to change its environment beyond the original context. The article also considers the challenges that have emerged in the post-truth era, embodied in such phenomena as fake news, etc., and emphasizes the need to find effective responses to threats to psychological and sociocultural security. The article formulates a set of communicative techniques aimed at ensuring safety for both the communicator and the recipient, and presents the feedback system as a key component of any rational system. Based on the results of the study, the authors propose a strategy aimed at protecting society against the harmful effects of metaparasites.

Keywords
metaparasite, communication, metaverse, actor-network theory, cognitive impact, horizontal transfer, memetics, Richard Dawkins, Konstantin Anokhin, post-truth, fake news, international security, trust
Received
11.10.2023
Date of publication
30.11.2023
Number of purchasers
8
Views
240
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
1

Введение

2 В пространстве человеческой мысли и в коммуникационном поле идеи курсируют по ландшафтам нашего коллективного сознания, часто с такой скоростью и энергией, которая может соперничать с характеристиками самыми живучих биологических паразитов. Феномен, известный как метапаразитизм, представляет собой интересную тему для философского исследования, особенно в контексте современного общества, где цифровые медиа катализировали распространение информации до беспрецедентных уровней. Концепция метапаразитизма позволяет исследовать метафорические параллели между биологическим паразитизмом и трансляцией идей, идеологий и информации в социокультурных сферах человечества.
3 В биологическом смысле метапаразит (гиперпаразит) - это паразит, чей хозяин, часто насекомое, также является паразитом. То есть, метапаразит паразитирует на другом паразите, создавая иерархический уровень паразитизма внутри хозяина [16].
4 Метапаразитизм в социогуманитарном смысле, по сути, означает, как определенные идеи или нарративы могут «заражать» отдельных людей и сообщества, распространяясь и размножаясь подобно паразиту в организме хозяина. Эти идеи цепляются за подложки нашего сознания, используя наши когнитивные ресурсы для своего выживания и процветания. В цифровую эпоху вирулентность таких метапаразитов усиливается благодаря взаимосвязанности глобальных сетей, в которых информация стремительно распространяется и с легкостью мутирует, часто опережая способность человека критически оценить ее правдивость или намерение его отправителя.
5 Актуальность метапаразитизма в современном обществе трудно переоценить. Поскольку мы переживаем эпоху, отмеченную «постправдой» (некоторые даже называют современность эпохой постправды) и «альтернативных фактов», понимание механизмов того, как развиваются метапаразиты, приобретает решающее значение для сохранения эпистемической целостности и/или обеспечения эпистемической безопасности [15]. Цифровой ландшафт стал благодатной почвой для метапаразитов, способных влиять на общественное мнение, формировать политическую повестку и даже дестабилизировать основы того, что мы считаем знанием.
6 Авторы исследования преследовали несколько целей. Во-первых, попытаться создать надежную теоретическую основу для обоснования концепции метапаразитизма, опираясь на междисциплинарный подход. Во-вторых, продемонстрировать влияние метапаразитических тенденций на современную мысль, рассматривая ряд современных явлений, такие как этические вызовы обществу и необходимость обеспечения эпистемической безопасности. В-третьих, предложить представляющиеся актуальными стратегии иммунизации коллективного сознания от пагубного влияния вредоносных метапаразитов.
7 В рамках исследования авторы представляют разнообразные проявления метапаразитизма, от распространения теорий заговора до идеологических конструктов в современном мире, формирующихся в рамках цифровых платформ. Работа опирается на акторно-сетевую теорию в попытке представить динамику распространения метапаразитов.
8 Попытка интерпретировать идеи как инфекции - не просто академическое упражнение; у этой работы может быть важное практическое значение. Осознав закономерности и пути распространения метапаразитов, возможно лучше подготовиться к тому, чтобы отличать правду от лжи, способствовать более информированному и устойчивому общественному дискурсу, эффективно защищать целостность коллективной когнитивной среды.
9 Данное исследование родилось в контуре дискуссии по поводу того, какова природа идей, которые мы храним в сознании, как они формируют реальность, которую мы воспринимаем и конструируем; являемся ли человек просто сосудом для метапаразитов или же обладает способностью влиять на их эволюцию и воздействовать на них. Авторы полагают, что попытка ответить на эти вопросы и представленная работа может быть полезной для обсуждения будущего человека и общества.
10

Теоретическая основа

11 Теоретическая основа нашего исследования метапаразитизма нацелена на попытку связать теории информации и философское основание, на которых базируется наша концепция метапаразитизма. В этом разделе мы рассмотрим существующую литературу по этим вопросам и представим философские измерения, которые способны придать глубину концепции метапаразитизма. Ниже представляем обзор существующей литературы по теории информации, который может быть полезен для рефлексии понятия метапаразитизма. Теория информации, разработанная Клодом Шенноном и Уорреном Уивером, представляет собой математическую модель коммуникации, которая является основополагающей для понимания передачи информации [3]. Однако, как отмечается в работах А.В. Шелудякова и других авторов, модель Шеннона-Уивера рассматривает в первую очередь технические аспекты передачи и декодирования сигнала, оставляя за пределами своей компетенции семантическую оценку информации [12]. Это ограничение становится особенно заметным при рассмотрении феномена метапаразитизма, когда семантическое содержание информации имеет первостепенное значение.
12 Литература, которая может быть отнесена или представляться близкой для понимания концепта метапаразитизму, не столь обширна, как по теории информации. Однако объем работ в близкой или параллельной тематике увеличивается в качестве ответа на вызовы, которые ставит перед человеком цифровая эпоха. В частности, феномен метапаразита изучался О.Н. Гуровым в целом ряде контекстов, включая проблемы распространения дезинформации, а также инфодемии во время коронакризиса [5]. Работы Ричарда Докинза о мемах, а также исследование К.В. Анохина о «Когнитоме» являются ценными источниками, которые обеспечивают биологическую и когнитивную основу для понимания того, как идеи воспроизводятся и распространяются в человеческой культуре, подобно поведению генов в биологических системах [6].
13

Философские основы метапаразитизма

14 Философское исследование метапаразитизма требует вникнуть в природу идей и осознать их способность влиять на сознание, в котором они обитают. Также важно изучать сознание, подверженными влиянию метапаразита. Опираясь на меметическую теорию, предложенную Докинзом, мы можем рассматривать идеи как сущности, конкурирующие за ограниченный ресурс человеческого внимания. На эту конкуренцию влияют различные факторы, включая эмоциональный резонанс идей, их простота или сложность, а также их способность быть согласованными с уже существующими убеждениями.
15 Кроме того, работа Аристотеля об «эпистеме» и природе знания закладывают основу для понимания эпистемологических проблем, возникающих в связи с метапаразитизмом [2]. В этом контексте решающее значение приобретает концепция «эпистемической безопасности», поскольку общество должно и старается бороться с угрозами, возникающими для знания в результате обилия и избытка информации параллельно с дефицитом внимания, сопровождающихся появлением эхокамер и пузырей фильтров.
16 Философский дискурс о метапаразитизме также пересекается с этикой, в частности, в части изучения механизмов создании и распространении информации, которая может быть манипулятивной или ложной. Этические последствия метапаразитизма относятся к вопросу об ответственности людей и общества перед такими явлениями. Рассматривая роль метапаразитов в формировании междисциплинарного дискурса, мы также должны задуматься об этических аспектах этого процесса.
17 Синтезируя существующую литературу и релевантные философские взгляды, предлагаемое исследование может способствовать более тонкому пониманию метапаразитизма. Необходимо также отметить фактор горизонтального переноса методов и технологий между дисциплинами. Как известно, концепция горизонтального переноса, заимствованная из биологической науки, обозначает перемещение генетического материала между организмами способом, отличным от традиционного размножения [14]. Эта идея, примененная к сфере знаний и технологий, говорит о междисциплинарном обмене, который характерен для целого ряда современных научных исследований. Литература по этой теме, как видно из работ таких ученых, как Томас Кун, который исследовал смену научных парадигм, демонстрирует, что значительные достижения часто происходят, когда идеи и методы из одной области неожиданно применяются к другим [10]. В контексте метапаразитизма горизонтальный перенос можно понимать как междисциплинарное распространение идей, когда концепция, возникшая в одной области знаний, может повлиять на другую и преобразовать ее. Этот феномен очевиден на примере того, как цифровые технологии, изначально разработанные для конкретных целей, произвели революцию в таких разных и неожиданных областях, как здравоохранение, образование и искусство.
18 Работы Фритьофа Капры в свою очередь подчеркивают взаимосвязанность современного научного понимания и говорят о том, что для полного понимания сложных систем необходим целостный подход [8].
19

Роль метапаразитов в формировании междисциплинарного дискурса

20 Метапаразиты играют важную роль в формировании междисциплинарного дискурса, выступая в качестве агентов когнитивного заражения, которые способствуют соединению разрозненных областей исследований. По мере распространения идей через дисциплинарные границы они могут мутировать и адаптироваться, что приводит к новым открытиям и инновациям. Однако этот процесс не лишен сложностей. Распространение метапаразитов способен также привести к размыванию сложных концепций, чрезмерному упрощению и невозможности понимания контекстов, особенно в случаях, когда идеи слишком категорично или необоснованно вырываются из своего органичного пространства. Литературы о роли метапаразитов в междисциплинарном дискурсе пока недостаточно, но уже ясно, что этот феномен оказывает глубокое влияние на способы построения и распространения знаний.
21 Работы Бруно Латура и, в частности, его Акторно-сетевая теория (ANT) представляет собой полезную основу для понимания того, как идеи циркулируют внутри и между сетями акторов, обладающих как человеческой, так и нечеловеческой природой. ANT предполагает, что сила и влияние идеи зависят не только от ее внутренних достоинств, но и от сети отношений, которые поддерживают ее распространение [11]. Манипулятивные или ложные сведения могут иметь далеко идущие последствия, особенно когда они влияют на такие важные сферы, как государственная политика, научные исследования и социальные нормы.
22 Продолжая развивать теоретическую базу, мы должны задаться вопросом: как обеспечить целостность идей при их горизонтальном переносе между дисциплинами? Какие механизмы существуют, чтобы предотвратить искажение концепций, когда они становятся метапаразитарными, и как создать среду, в которой междисциплинарный дискурс обеспечит обогащение, а не обеднение нашего коллективного знания и понимания?
23 Эти вопросы направят наше дальнейшее исследование природы метапаразитизма и его влияния на эволюцию знания во все более взаимосвязанном мире. Ответы, которые мы предлагаем, не только могут помочь формированию контуров теоретической базы метапаразитизма, но содержат и практические идеи по управлению распространением идей таким образом, чтобы это способствовало интеллектуальному росту и благополучию общества.
24

Метапаразитизм и оценка информации

25 Писатель Карл Циммер утверждает, что паразит – царь природы, и продолжая его мысль, мы должны отметить, что в царстве метапаразитизма, которое мы описываем, первостепенное значение имеет оценка информации с целью определить степень правдивости и истинные намерения, стоящие за идеями, которые стремятся освоить наши когнитивные ландшафты [13]. Чтобы ориентироваться в этой сложной конфигурации, мы предлагаем четырех-шаговый алгоритм рефлексивной оценки потенциально манипулятивной или ложной информации. Этот алгоритм может выполнять эвристическую функцию для индивидов и обществ, поскольку с его помощью возможно критически оценивать метапаразитические идеи, которые появляются в информационном пространстве. Представляемая модель может выстраиваться следующим образом:
26 1. Корреляция с личными знаниями:
27
  • Совпадает ли информация с тем, что уже известно и понятно?
  • Как она соотносится с установленными фактами и доказательствами?
  • Каким образом личные предубеждения и предрассудки могут повлиять на интерпретацию этой информации?
28 2. Оценка источника информации:
29
  • Кто является автором информации, каковы его полномочия, экспертиза или опыт?
  • Известен ли этот источник своей надежностью или у него есть история распространения дезинформации?
  • Каковы могут быть мотивы источника при распространении этой конкретной информации?
30 3. Оценка формы презентации:
31
  • Как представлена информация? Распространяется ли она через авторитетный канал или платформу?
  • Присутствует ли в ней элементы сенсации, нацелена ли она на эмоциональный отклик, которые могут исказить восприятие информации?
  • Способствует ли стиль изложения критическому восприятию информации или текст направлен на то, чтобы восприятие осуществлялось за пределами рационального анализа?
32 4. Изучение цели:
33
  • Каков предполагаемый результат распространения этой информации?
  • Заметна ли попытка убедить, принудить или осуществить манипуляцию аудитории для достижения определенных целей?
  • Как информация может служить интересам отдельных людей, групп или идеологий?
34

Семантическая орнаментация метапаразитов и ее идеологические последствия

35 Семантическая орнаментация метапаразитов относится к слоям смысла и контекста, которые облекают основную идею, подобно декоративным элементам, украшающим строение, повышают его привлекательность и встраивают в определенные культурные или идеологические рамки. Такой камуфляж представляет метапаразит привлекательным и запоминающимся, способствуя его распространению и принятию. В этой связи следует внимательно относиться к идеологическим последствиям данного явления. Семантическая орнаментации способна скрыть и сделать незаметной истинную природу информации, а это в свою очередь может привести к некритическому принятию потенциально вредных или ложных идей. Эстетическая привлекательность идеи не гарантирует ее истинность или этическую состоятельность. Поэтому изучение семантического орнамента метапаразита представляется важным элементом процесса его рефлексивной оценки. Размышляя о роли семантического орнамента метапаразитов, мы должны ответить ответ на следующие вопросы:
36
  • Как эстетика информации влияет на наше восприятие ее правдивости и важности?
  • Какую ответственность несет коммуникатор за обеспечение того, чтобы декорация идей не вводила в заблуждение?
  • Как получатели информации могут воспитать в себе проницательность, необходимую для того, чтобы за поверхностной привлекательностью метапаразитов увидеть то, что на самом деле скрывается под ними?
37 Ответы на эти вопросы являются надежным фундаментом для разработки таких рамок оценки метапаразитических идей, которые обеспечат условия, благоприятствующих тому, чтобы наша когнитивная среда оставалась плодородной почвой для роста знаний и понимания, а не для распространения лжи и манипуляций.
38

Метапаразитизм в контексте акторно-сетевой теории

39 Концепция акторно-сетевой теории (ANT), в первую очередь связанная с работами таких ученых, как Бруно Латур, Мишель Каллон и Джон Лоу, представляет собой ценную основу, на которой можно продуктивно выстроить концепт метапаразитизма [1]. ANT утверждает, что общество состоит из сетей человеческих и нечеловеческих «акторов» или «актантов», которые взаимодействуют друг с другом и оказывают друг на друга влияние. Создаваемые в результате этого сети не являются статичными; напротив, они динамичны и постоянно развиваются по мере установления и разрыва тех или иных связей. В такой системе идеи можно рассматривать в качестве актантов, способных как влиять на другие элементы сети, так и подвергаться их влиянию.
40 ANT является перспективной основой для выстраивания концепта метапаразитизма, поскольку предлагает неиерархический подход к пониманию того, как идеи распространяются и какое влияние на общество оказывают. В контексте метапаразитизма идеи являются не просто пассивными элементами, передающимися от одного человека к другому; скорее, это активные участники сети, способные изменить саму сеть и делающие это. Такая перспектива позволяет нам рассматривать сложные пути, по которым перемещаются метапаразиты, а также их бесчисленное взаимодействие с различными участниками сети.
41 Горизонтальный перенос методов и технологий между дисциплинами представляет собой ключевой аспект ANT и уверенно может быть применен к метапаразитам. Подобно тому, как гены способны передаваться горизонтально между различными видами, так и идеи могут преодолевать дисциплинарные границы, трансформируясь и преображаясь во время этого процесса. Такому качеству способствуют многообразные участники сети - исследователи, практики, технологии и даже сами идеи, которые выступают в роли посредников, переводя и адаптируя знания к новым условиям.
42

Роль метапаразитов в формировании междисциплинарного дискурса

43 Метапаразиты играют важнейшую роль в формировании междисциплинарного дискурса. По мере распространения идей в различных областях они могут бросать вызов устоявшимся парадигмам и стимулировать создание новых знаний. Однако метапаразиты также могут приводить к путанице и чрезмерному упрощению сложных понятий в ряде случаев, когда они вырываются из своего первоначального контекста. ANT может помочь в понимании этих процессов, поскольку позволяет сфокусироваться на отношениях и взаимодействии между различными акторами сети. Рассматривая роль метапаразитов в рамках ANT, мы задаемся новыми теоретическими и практическими вопросами, например, как идеи обретают силу в сети и каковы последствия их распространения для сети в целом, и как создать сети, с одной стороны, устойчивые к негативному воздействию метапаразитов, и в то же время открытые для полезного «перекрестного опыления» знаний? Дальнейшее исследование концепта метапаразита в рамках ANT может способствовать лучшему понимания того, как идеи распространяются, мутируют и какое оказывают влияние на эволюцию знаний в различных областях и сферах.
44

«Мета, метапаразитизм и метавселенные

45 Далее мы рассмотрим опосредованную связь между метапаразитизмом и метавселенными. Отметим, что в социогуманитарном дискурсе приставка «мета-» обозначает концептуальный уровень чего-либо, выходящего за пределы или превосходящего саму сущность [9]. Эта приставка стала актуальной в XX-XXI веке благодаря ассоциации с трансцендированием, и соответственно обозначением актуального концептуального слоя, который находится за пределами или трансцендентен самой вещи. Концепты с приставкой «мета-» используются в различных областях знания и практики, включая философию, культуру и даже технологии, для описания явлений, которые находятся выше, за пределами или на более высоком уровне, чем представляемая сущность, и нередко ассоциируются с самосознанием, саморефлексией и трансценденцией. В качестве отдельных понятий с приставкой «мета-» можно привести следующие примеры: метапознание как раздел философии, изучающий процесс познания в контексте общества, экономики окружающей среды, и пр.; метаумение как способность познавать и осмысливать мировые константы, двигаясь к метапредметным основам бытия; и целый ряд других.
46 Поэтому выход в мейнстрим концепции и конкретных проектов метавселенных, подобных тем, которые разрабатывают сегодня ведущие технологические компании, представляется очевидным, особенно с учетом того, что сейчас происходит ускоренная эволюция цифрового пространства. В этом контексте виртуальные вселенные представляют собой новые платформы, которые должны стать пространством взаимодействия, работы, развлечений и повседневной деятельности человека. Вместе с этим они потенциально станут и рассадниками метапаразитизма в новых масштабах, поскольку иммерсивная и взаимосвязующая среда по определению должна способствовать распространению метапаразитических явлений. Огромный объем и многослойный характер информационных потоков в таких пространствах должен еще больше перегружать человека, в ускоренном темпе приводя к синдрому информационной усталости, описанному Д. Льюисом [7]. Такое состояние когнитивной перегрузки может с легкостью приводить к необоснованным суждениям и, соответственно, нерациональному принятию решений. Все это создает условия для развития когнитивной уязвимости, используемой метапаразитами (на самом очевидном уровне в виде манипулятивных или фальшивых идей).
47

Паноптикон и его современные цифровые версии

48 Концепция Паноптикона, задуманная Джереми Бентамом и позже переосмысленная Мишелем Фуко, является продуктивным образом для осмысления метавселенных. По изначальной идее Паноптикон должен был быть спроектирован как круглая тюрьма с центральной сторожевой башней, с которой один охранник мог наблюдать (или его могло не быть, но заключенным это было неизвестно) за всеми заключенными, оставаясь незамеченным [4]. Так рождалась идея обезличенного и всеобъемлющего контроля. Эта архитектурная и концептуальная модель была интерпретирована как метафора современного «общества наблюдения», в котором ощущение постоянного наблюдения обеспечивает саморегуляцию и самоконтроль субъекта. В контексте метавселенных цифровой аналог «Паноптикона» с легкостью находится технологических возможностях повсеместного наблюдения на цифровых платформах. Пользователи должны чувствовать себя под постоянным наблюдением, как со стороны провайдеров платформы (власти), так и других пользователей (общества). В такой конфигурации цифровая среда должна сложится таким образом, что на поведение (и соответственно, на его мышление) участника метавселенных будет влиять не только система правил, , но и неявное присутствие невидимого, но наблюдающего стража. В этих условиях концепция метапаразитизма в метавселенных может быть осмыслена в контексте феноменов приватности, контроля и наблюдения. Когда пользователи перемещаются по виртуальным и гибридным пространствам, они будут сталкиваться с метапаразитами, которые окажут влияние на их восприятие и поведение. И этот потенциал вызывает озабоченность как минимум в отношении требований конфиденциальности и степени, в которой пользовательские данные могут быть собраны, проанализированы и использованы - возможно, без полного согласия и даже осознания пользователя. Более того, влияние на мышление пользователей, оказываемое метапаразитами в метавселенных, может выходить за пределы цифровой сферы, и воздействовать на убеждения и поведение в реальном мире. Распространение постправдивых нарративов и фальшивых новостей в метавселенных может иметь последствия цивилизационного масштаба, провоцируя популизм, потребительство и вульгарность, и следовательно приводя к поляризации, фрагментации и конфликтам в обществе. Эти угрозы являются серьезными, поскольку человечество стоит на пороге новой цифровой эры, где, с одной стороны, метавселенные обеспечат беспрецедентные возможности для коммуникации и творчества, но, с другой, выдвигают и новые проблемы, которые необходимо решать, чтобы эти гибридные и цифровых пространства не превратились в плодородную почву для развития негативных аспектов метапаразитизм. Необходимо стремиться к созданию виртуальных сред, которые будут способствовать позитивному взаимодействию и давать пользователям условия и возможности для критического восприятия информации, с которой они сталкиваются.
49

Этическая составляющая метапаразитизма и стратегия иммунизации общественного сознания против метапаразитов

50 Преднамеренное создание и распространение метапаразитов формирует серьезные этические дилеммы. Манипулятивные идеи, прикрывающиеся истиной, могут исказить общественное мнение и подорвать саму основу доверия в обществе. Этические последствия при таких сценариях развития обширны и многогранны, и это побуждает нас задуматься об ответственности как отдельных субъектов, так организаций и институтов за распространение информации. Необходимо осмыслить такие сложные вопросы, как баланс между свободой самовыражения и необходимостью защиты общества от преднамеренной дезинформации, а также степень и меру ответственности создателей метапаразитов за последствия своих действий. Это тем более важно, что как писали, метапаразиты способны оказывать значительное влияние на общественное мнение, и в состоянии подорвать основы гражданственности, необходимой для функционирования и развития здорового общества. Кроме этого, метапаразиты могут поставить под угрозу автономию личности, манипулируя ее выбором и поведением. Чтобы защитить общественное сознание от вредных метапаразитов, авторы предлагают следующую стратегию:
51
  1. Образование и критическое мышление: Повышение уровня образования для развития навыков критического мышления, позволяющих людям лучше анализировать и оценивать информацию.
  2. Медиаграмотность: Продвижение медиаграмотности, чтобы дать понять, как создается информация, и научить различать достоверные и сомнительные источники.
  3. Проверка фактов и верификация: Стимулирование проверки фактов и инструментов проверки для оценки точности информации.
  4. Этические стандарты: Разработка и обеспечение соблюдения этических стандартов для создателей информации, включая правовые и этические санкции за преднамеренное распространение ложной информации.
  5. Технологические решения: Внедрение технологических решений, позволяющих обнаруживать и помечать метапаразитический контент, такой как deepfakes и другие формы сгенерированных медиа.
  6. Открытый диалог: Созданию атмосферы открытого диалога, в рамках которого можно делиться различными точками зрения и обсуждать их в корректной форме.
52

Заключение

53 Исследование метапаразитизма, особенно в контексте развивающихся сфер метавселенных и цифровой коммуникации, позволяет с новой стороны рассмотреть сложное взаимодействие между информацией, властью и человеческим познанием. Намеренное создание и распространение метапаразитов (в данном контексте мы можем определить их как информационные конструкции, предназначенные для манипулирования или обмана) выдвигает серьезные этические дилеммы и может иметь далеко идущие последствия для общества и автономии индивида.
54 Исследование показало, что метапаразиты - это не просто изолированные информационные объекты, они несут в себе память о своем происхождении, контексте и идеологических намерениях своих создателей. ANT обеспечивает основу для понимания, как эти конструкции перемещаются по взаимосвязанным сетям знания и влияют на них, преодолевая дисциплинарные границы и изменяя дискурс. Философское значение этих выводов заключается в признании того, что истина и реальность часто конструируются и реконструируются в этих сетях. Эпоха постправды, обусловленная и усугубляемая стремительным распространением информации и развитием цифровых технологий, бросает вызов традиционным представлениям об истине и подчеркивает необходимость критически относиться к потребляемой субъектом информации.
55 При этом потенциал метапаразитизма в формировании общественного сознания в мире, где все со всем связано, с одной стороны, вызывает озабоченность, но, с другой, звучит, как призыв к действию. Метавселенные и другие перспективные цифровые проекты открывают новые горизонты для распространения метапаразитов, что требует разработки стратегий, направленных на «прививку» общественному сознанию иммунитета против их пагубного воздействия. Авторы предложили свое видение данной стратегии, выполнение которой способно помочь в борьбе с деструктивными тенденциями, направив их в положительное русло. В будущих исследованиях предполагается более четкая дескрипция концепта метапаразит, что представляется особенно актуальным в условиях перспектив развития метавселенных. В этой связи представляется важным формализовать само понятие метавселенных, определить порядок взаимодействия между акторами в метавселенных, а также структурировать все возникающие в этой связи вопросы. Представляется, что концепт метапаразита представляется перспективным для такого рода исследований.

References

1. Aktorno-setevaya teoriya (B. Latur) // PSYERA URL: https://psyera.ru/aktorno-setevaya-teoriya-b-latur_15806.htm?ysclid=lppt7oagwu660948386 (data obrascheniya: 25.11.2023).

2. Aristotel'. Nikomakhova ehtika // Sochineniya : v 4 t. T. 4. - M.: Mysl', 1983. - S. 53-293.

3. Burnashev R.F. Analiz roli i mesta lichnosti v informatsionnom prostranstve // Universum: obschestvennye nauki. 2023. №10 (101). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-roli-i-mesta-lichnosti-v-informatsionnom-prostranstve (data obrascheniya: 03.12.2023).

4. Gurov O. N. , Kon'kova (Kuraeva) T. A. Metavselennye dlya cheloveka ili chelovek dlya metavselennykh // Iskusstvennye obschestva. – 2022. – T. 17. – Vypusk 1. URL: https://artsoc.jes.su/s207751800019011-1-1/. DOI: 10.18254/S207751800019011-1

5. Gurov O.N. Chelovek i tekhnologii: kto komu parazit? opyt issledovaniya zarubezhnykh serialov i kinofil'mov // Nauka televideniya. 2021. №17.2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chelovek-i-tehnologii-kto-komu-parazit-opyt-issledovaniya-zarubezhnyh-serialov-i-kinofilmov (data obrascheniya: 03.12.2023).

6. Dokinz R. Ehgoistichnyj gen. M.: Mir, 1993. Anokhin K.V. Kognitom: gipersetevaya model' mozga. XVII Vserossijskaya nauchno-tekhnicheskaya konferentsiya «Nejroinformatika-2015», 2015 Sb. nauchn. tr. v 3 chastyakh. Pod obsch. red. Trofimova A.G. s. 14–15.

7. Zhilin I.S. Sindrom informatsionnoj ustalosti kak sledstvie global'nykh transformatsionnykh protsessov // Filosofskie problemy informatsionnykh tekhnologij i kiberprostranstva. 2020. №2 (18). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sindrom-informatsionnoy-ustalosti-kak-sledstvie-globalnyh-transformatsionnyh-protsessov (data obrascheniya: 03.12.2023).

8. Kapra F. Skrytye svyazi. - M.: OO Izdatel'skij dom «Sofiya», 2004. - 336 s.

9. Kostikova A. A., Segal A. P. Filosofskie problemy Metavselennoj. Naskol'ko realen virtual'nyj mir i virtualen real'nyj? // Iskusstvennye obschestva. – 2022. – T. 17. – Vypusk 3. URL: https://artsoc.jes.su/s207751800022099-7-1/ DOI: 10.18254/S207751800022099-7.

10. Kun T. Struktura nauchnykh revolyutsij. - M.: Progress, 1977. - 300 s.

11. Latur B. Novogo vremeni ne bylo. Ehsse po simmetrichnoj antropologii. - SPb.: Izdatel'stvo Evropejskogo un-ta v S.-Peterburge, 2006. - 240 s.

12. Semanticheskaya topologiya: predstavlenie znanij // INTELTEQ URL: https://intelteq.com/semanticheskaja_topologija_predstavlenie_znanij (data obrascheniya: 25.11.2023).

13. Tsimmer K. Parazit - tsar' prirody: Tajnyj mir samykh opasnykh suschestv na Zemle / Karl Tsimmer; Per. s angl. - M.: Al'pina non-fikshn, 2021. - 362 s.

14. Schegolev S.Yu. Sovremennye vzglyady na ehvolyutsiyu: o roli gorizontal'nogo perenosa genov // Izvestiya vuzov. PND. 2013. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-vzglyady-na-evolyutsiyu-o-roli-gorizontalnogo-perenosa-genov (data obrascheniya: 03.12.2023).

15. Yakimov A.E. Postpravda i povsednevnost'. K probleme opredeleniya ponyatiya «postpravda» // Filosofiya i kul'tura. 2020. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/postpravda-i-povsednevnost-k-probleme-opredeleniya-ponyatiya-postpravda (data obrascheniya: 03.12.2023).

16. Parasitic Wasp and Gall // Long Leggedy Beasties URL: https://www.longleggedybeasties.com/2020/06/parasitic-wasp-and-gall/ (data obrascheniya: 25.11.2023).

Comments

No posts found

Write a review
Translate